Размер шрифта:
A A A
Цвета сайта:
A A A
Обычная версия
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: A A A

Министерство по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан

Казахстан – это единая земля, единый народ, единое будущее. Я призываю всех казахстанцев к дальнейшему укреплению межнационального и межконфессионального согласия. Это наши вечные ценности. Только соблюдая эти канонические истины, мы сможем говорить о вечном народе, вечной столице и вечном государстве.
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева

Доклады и выступления

13 июня 2013

Выступление Председателя Агентства РК по делам религий Кайрата Лама Шариф на международной конференции «Роль религий в странах СНГ» (г.Астана, 13 июня 2013 г.)

Тема выступления: «Актуальные проблемы религиозного поля стран СНГ и пути их решения»

Уважаемые депутаты Парламента Республики Казахстан!
Уважаемые гости из стран СНГ и участники Конференции!

Выбор темы настоящей конференции «Роль религий в странах СНГ» далеко не случаен. Обусловлено это, в первую очередь, объективной необходимостью обмениваться и обсуждать общие для наших стран вопросы. Ведь речь идет о государствах-соседях, связанных многими столетиями совместной истории и двустороннего сотрудничества.

Волею судьбы братские республики, некогда объединенные в Союзе, вот уже свыше двадцати лет развиваются самостоятельно, независимо друг от друга, и в то же время, уважая и сотрудничая успешно по многим вопросам.

Много это или мало для таких государств, как Казахстан, Армения, Узбекистан, Кыргызстан, Россия, Украина, Таджикистан и другие республики? Для истории цивилизации это, безусловно, миг, но для граждан наших государств эти два непростых десятилетия стали, по образному выражению Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева, равными столетию.

За эти десятилетия Республика Казахстан, как и все другие страны Содружества, став в результате дезинтеграции СССР самостоятельным субъектом международных отношений, оказалась перед необходимостью в кратчайшие исторические сроки определить своё место в системе геополитических координат, сформулировать свои национально-государственные интересы, выстроить адекватную этим интересам систему внешне- и внутриполитических приоритетов, заложить основы своей национальной стратегии.

Не менее важно было установить дипломатические отношения с государствами мира, наладить диалог с универсальными и региональными международными организациями, включить Казахстан в мирохозяйственные связи, обеспечить реальную национальную, в том числе – духовную безопасность государства, находящегося в сложном геополитическом окружении.

С распадом атеистического Советского Союза кардинально изменилось отношение общества и органов государственной власти стран Содружества к религии и институтам конфессий, роль которых в системе общественных отношений постоянно возрастает.

Практически во всех светских государствах СНГ произошло закрепление права граждан на свободу совести и вероисповедания в своих национальных Конституциях, были ратифицированы международные договора и конвенции в области религиозной свободы личности.

Это свидетельствует о том, что изменившаяся геополитическая жизнь на пространстве бывшего СССР позволила расценивать религиозные конфессии как субъекты формирующегося в Содружестве гражданского общества.

Не осталось в стороне от этих преобразований казахстанское государство, которое предприняло все необходимые усилия по выстраиванию системы отношений с религиозными конфессиями. Такие процессы произошли на всем пространстве СНГ. И как следствие, резко возросла роль религии и ее институтов.

Возникли вопросы, главный из которых – место и роль религии в дальнейшем развитии наших обществ. Для нас – соседей по Содружеству, глубоко осознающих, что с этим явлением нужно считаться, а не пренебрегать, это далеко не праздный вопрос.

И вот почему. Как известно, в современных условиях, с уходом в прошлое идеологического унитаризма, одним из главных факторов национальной безопасности и стабильности отдельно взятого государства и в целом динамично изменяющегося Содружества становится религиозный фактор – неотъемлемая часть современного мира и одна из значимых в сегодняшней общественно-политической жизни стран СНГ.

Следует отметить, что миссионерская экспансия и рост радикализма стали основными факторами дестабилизации в постсоветском пространстве. В период «перестройки Горбачева» начался процесс резкой активизации протестантских течений в странах Центральной Азии.

Эта активность стала главным элементом масштабной стратегии миссионерства со стороны протестанских и нетрадиционных религиозных объединений. Не имея никаких политических обязательств перед местными сообществами в части поддержания общественного согласия, нетрадиционные конфессии настроены только на отвоевание собственной паствы, нередко даже ценой межрелигиозной вражды.

Это отчетливо видно на примере ряда стран и регионов в Африке и Азии, где происходит регулярный рост межобщинных религиозных столкновений, спровоцированных изменениями в численном балансе между группами местного населения традиционного вероисповедания и новообращенными в результате миссионерского прозелитизма.

В этой связи определяющей для сохранения религиозной стабильности в странах СНГ становится позиция традиционных религий. Их взвешенный подход в отношении других конфессий способен стать мощным стабилизирующим фактором в межконфессиональных отношениях.

Уважаемые участники Конференции!

Как мы видим, в наших обществах наблюдается тенденция, где религиозная реставрация нередко культивирует дух религиозной исключительности и нетерпимости, религиозности, «закрытой» для непосвященных и являющейся достоянием избранных, верных. Основанием притязаний на исключительность служит уверенность в монопольном обладании истиной.

Складывающаяся глобальная религиозная панорама на пространстве СНГ дает возможность констатировать, что обновление религии в современном мире возможно лишь на пути обретения нового религиозного опыта. Обогащение данного религиозного опыта имеет сегодня под собой серьезную платформу в виде Съезда лидеров мировых и традиционных религий.

Как вам известно, данный Астанинский форум за 10 лет своей масштабной деятельности продемонстрировал всему миру, что жизнь людей на Земле связана в единое целое новыми средствами коммуникации, транспортной связи, межконтинентальной сетью научных и информационных связей, торговлей и промышленностью, общими угрозами, ставящими под сомнение само дальнейшее существование человечества, в целом, появлением нового формата – общностью судьбы человечества.

Очевидно и то, что сегодня у людей, живущих на территории СНГ, общие проблемы, и они одинаково ищут способы их решения. Многие из этих проблем они могут решить только сообща. Но это – нелегкая проблема. Взрыв религиозного самосознания в наши дни свидетельствует о живущем страхе нивелирующих тенденций, опасений утратить самобытность национально-религиозных традиций.

В этом я усматриваю показатель того, насколько правильно выбран вектор этих Астанинских религиозных саммитов, направленных на необходимость сегодня духа солидарности и нашего коллективного сотрудничества, более того, я бы назвал – глобальной солидарности.

Один из подступов к решению этой задачи – донести знания до наших сообществ в пределах Содружества, что все мировые и традиционные религии говорят одно и то же, только разными словами, о мире и согласии между людьми и народами, добре, милосердии, взаимопомощи, терпимости и гармонии.

Здесь, на мой взгляд, всем нам следует выделить единую проблему: преодоление эгоцентризма, жажды обладать миром. Тогда и откроется великая и простая истина, что все религии мира – просто разные языки духовного опыта.

Уважаемые коллеги!

Вместе с тем, думается, нельзя не замечать и некоторой переоценки религиозного фактора. Так, например, у части общества не без влияния средств массовой информации сформировалось мнение, что идеологический вакуум может заполнить религия в том или ином конфессиональном выражении.

Мы также не имеем права игнорировать того обстоятельства, что религиозный фактор и его влияние на общество - пока довольно малоизученное явление, отношения государства и религиозных объединений за двадцать с лишним лет независимости шлифуются, определяются приоритеты, цели и задачи этих отношений.

Страны СНГ, несмотря на значительную религиозность населения, в то же время являются в значительной степени секуляризованными странами. Поэтому необходимо реально оценивать возможности религии и духовенства, ведь социальное и нравственное возрождение возможно только при общих усилиях и сотрудничестве государственных и религиозных организаций.

Для нормального развития наших обществ крайне важно, чтобы учитывались общие интересы людей, обратная сторона которой превращается в конфронтации, различного рода конфликты.

Нужно учитывать и то, что основная масса жителей СНГ в принципе не заинтересована в каком-либо противостоянии. В них присутствует здравая мысль, что обеспечение культуры взаимоотношений и терпимости, лояльного отношения сторонников религии и неверующих – предпосылки и основа гражданского согласия.

Стабилизация религиозной ситуации на евразийском континенте зависит от многих факторов. Один из них – служители культа и их подготовка. Обратите внимание, кто готовит их?

Как показало изучение данного вопроса, до настоящего времени этим в пространстве СНГ занимались, к примеру, в медресе миссионеры из Саудовской Аравии, Ливана, Турции, Иордании, Индии или граждане СНГ – выпускники исламских зарубежных учебных заведений.

Нашу тревогу и озабоченность вызывает радикализм и экстремизм под прикрытием ислама, намерения идеологов которых сводятся к нагнетанию конфронтации в поликонфессиональных обществах, организации незаконных вооруженных формирований, установлению контактов с зарубежными исламскими террористическими организациями.

Особое звучание, по мнению исследователей, религиозная проблематика приобретает сегодня в связи с претензиями исламских фундаменталистов на установление нового тоталитарного политического режима, имеющего религиозный характер, развязыванием ими в XXI веке террористической войны не только против западной цивилизации, но и умеренно настроенных мусульман, созидающих свою жизнедеятельность на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Как видим воочию, мир снова, как в средние века, оказывается на пороге религиозных войн – смертельно опасных для стран Содружества, для всего человечества, так как в руках фанатичных последователей того или иного вероисповедания может оказаться оружие массового уничтожения. Безусловно, эта проблема также требует своего научного осмысления и коллективных практических действий.

Уважаемые участники Конференции!

Все вышесказанное позволяет констатировать, что сегодня:

  • религия выступает интеграционным стержнем на всем постсоветском пространстве. Поэтому все более актуальным является углубленное исследование различных составляющих религиозного фактора, многие из которых напрямую связаны с процессами, изменяющими духовно-нравственное бытие и дальнейшее развитие народов СНГ;
  • религиозный фактор может быть как конструктивным, играя консолидирующую, миротворческую роль, так и деструктивным, создавая и углубляя существующие в обществе противоречия. В условиях политических, социальных и экономических трансформаций религиозный фактор обретает значительное влияние на процессы в государствах и становится неотъемлемым атрибутом общественной жизни. Поэтому в настоящее время необходимо проявлять повышенное внимание к религии;
  • проблема религиозного экстремизма на пространстве СНГ распадается на несколько составляющих: с одной стороны, существуют объективные, закономерные процессы религиозного возрождения, с другой – использование различными силами, как внутренними, так и внешними, религиозного фактора с целью продвижения своих политических и геополитических интересов. Проблема заключается в том, чтобы наши государства умело использовали позитивный потенциал первого, закономерного, компонента и снизили как существующие, так и возможные риски, а также негативные последствия второй составляющей.

По данным проблемным вопросам предлагаю рассмотреть следующие предложения.

Первое. Анализ международного и национального опыта показывает, что к осуществлению противодействия религиозно-политическому экстремизму требуется комплексный подход, включающий в себя меры регулирующего, запретительного и профилактического характера.

Наиболее эффективными в этой области мерами являются совершенствование правовой базы, укрепление и совершенствование деятельности правоохранительных органов, усиление борьбы с финансированием религиозно-политического экстремизма и терроризма, а также активизация разъяснительной и пропагандистско-идеологической работы.

Второе. Светские демократические государства Содружества с полиэтническим и многоконфеcсиональным составом населения не должны допускать привилегий какой-либо одной отдельно взятой религии. При этом они не должны забывать об исторически сложившихся основных конфессиях и быть заинтересованным в сохранении межконфессионального баланса.

Взвешенной государственной политикой в области межконфессиональных отношений является на сегодняшний день та, которая формирует устойчивый иммунитет общественного сознания к радикализму. Основой такой политики является законодательство и веротерпимость.

Третье. Конфессиональный фактор в современном Казахстане представляет собой уникальный механизм сохранения и укрепления внутриполитической стабильности и гражданского мира, выступая в качестве мобилизационной силы в процессах развития государства, и представляет интерес для стран Содружества. В этой связи казахстанский опыт по обеспечению межрелигиозного и межконфессионального согласия заслуживает изучения и распространения среди стран СНГ.

Четвертое. Межрелигиозный диалог крайне важен как фактор в политике обеспечения национальной безопасности наших стран.

Пятое. По мнению казахстанских исследователей, межконфессиональный диалог может развиваться по следующим приоритетным направлениям:

  • миротворчество на государственном и гражданском уровнях;
  • взаимодействие с органами государственной власти по вопросам, затрагивающим интересы всех граждан;
  • забота о сохранении духовно-нравственных устоев в обществе в условиях глобализации;
  • способствование развитию культурного потенциала наших стран путем освоения духовного наследия народов, сохранения и развития культурного многообразия.

Шестое. При выстраивании эффективных механизмов взаимодействия государственных органов с религиозными организациями государственным органам стран Содружества необходимо исходить из концепта: религия отделена от государства, но не отделена от участия в решении общественных и социальных проблем.

Седьмое. Назрела объективная необходимость создания в СНГ единой системы конфессионального мониторинга, которая позволит отслеживать конфессиональную ситуацию в наших странах и разрабатывать конкретные рекомендации для предотвращения конфликтов, возникающих при прямом или косвенном участии религиозного фактора.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть полезность нашей встречи. Бесспорно, последовательное и системное изучение и решение этих и иных проблем, которые сегодня прозвучат в ходе нашей конференции, должны создать основу для дальнейшего устойчивого развития стран Содружества и его народов.

Пользуясь предоставленной возможностью, позвольте еще раз выразить всем участникам конференции признательность за участие. Желаю Вам, дорогие друзья, плодотворной работы.

Спасибо за внимание!