Размер шрифта:
A A A
Цвета сайта:
A A A
Обычная версия
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: A A A

Министерство по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан

Казахстан – это единая земля, единый народ, единое будущее. Я призываю всех казахстанцев к дальнейшему укреплению межнационального и межконфессионального согласия. Это наши вечные ценности. Только соблюдая эти канонические истины, мы сможем говорить о вечном народе, вечной столице и вечном государстве.
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева

Доклады и выступления

17 июня 2013

Выступление Председателя Агентства РК по делам религий Кайрата Лама Шариф на Правительственном часе в Мажилисе Парламента РК Астана, 17 июня 2013 года. Об основных итогах деятельности Агентства РК по делам религий за два года

Уважаемый Сергей Александрович!
Уважаемые депутаты!

(Слайд №1)

В настоящее время роль религии как системы мировоззрения и образа жизни заметно возросла. Растет интерес представителей различных слоев населения к духовной, в том числе – к религиозной составляющей жизнедеятельности общества.
(Слайд №2)

Сегодня между представителями различных религий и конфессий в стране сформированы благоприятные условия сосуществования и эффективного взаимодействия. Межконфессиональные отношения в Казахстане являются примером для других стран. В целом, религия становится необходимым и, безусловно, позитивным фактором развития общества и государства.

Вместе с тем, к сожалению, с возрастанием роли религии обнажились и отрицательные аспекты религиозной жизни части населения. В частности, в стране увеличилось число граждан, противопоставляющих себя сложившимся устоям в светском обществе.

Более того, у некоторой части верующего населения стали проявляться крайние формы агрессии и религиозного радикализма, что в совокупности угрожает безопасности граждан и стабильности в государстве в целом.

Поэтому закономерно, что государству сегодня адресованы основные запросы со стороны населения в части укрепления устойчивости и безопасности, обеспечения гармонии, мира и согласия в обществе, защиты молодежи от влияния религиозного экстремизма и терроризма.
(Слайд №3)

Глава нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050» – новый политический курс состоявшегося государства» ставит перед всеми нами архиважную задачу – формировать религиозное сознание казахстанцев, соответствующее традициям и культурным нормам страны.
При этом, он отметил, что государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма.

Уважаемые депутаты!
(Слайд №4)

С момента создания Агентства мы сосредоточили свою деятельность на решении ключевой задачи ведомства, влияющей на духовную безопасность страны – разработке и реализации нового Закона в сфере религии.

Принятие нового Закона стало требованием времени, периодом определения государством своей стратегической линии в сфере религии. Дело в том, что за 21 год Независимости активизировалась религиозная деятельность, изменился характер государственно-конфессиональных отношений. В результате количество религиозных объединений выросло более чем в 6 раз и составило 4551, а число конфессий достигло 46.

Новый Закон разрабатывался через призму задачи обеспечения устойчивости нашего государства, с опорой на международный опыт, с ориентиром на дальнейшее укрепление толерантности и согласия в казахстанском обществе. В целом, Закон отразил объективные требования любого демократического государства.

Пользуясь предоставленной мне сегодня возможностью, еще раз разрешите поблагодарить Вас, уважаемые депутаты, за эффективную работу над законопроектом «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», за ваши рекомендации, которые были использованы нами в последующей реализации Закона.

Теперь разрешите остановиться на основных этапах и результатах наших действий за отчетный период.
(Слайд №5)

За два года создана надлежащая нормативно-правовая база для регулирования религиозных отношений.
После принятия Закона Агентством было разработано и принято 12 подзаконных актов, в том числе 6 постановлений Правительства и 6 приказа Агентства, утвердивших стандарты и регламенты государственных услуг по важнейшим направлениям государственной политики в сфере религии. Прошу обратить внимание на их перечень на слайде.

При этом, следует отметить, что и местные органы власти также приступили к реализации Закона, утвердив расположения стационарных помещений для распространения религиозной литературы, а также определив порядок принятия решений о строительстве культовых зданий, об определении их месторасположения, а также перепрофилировании сооружений в культовые здания.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что тем самым за прошедший период обновлена и усовершенствована нормативная база в сфере религии, что позволило создать все необходимые правовые условия для функционирования религиозных объединений.

Уважаемые депутаты!

Своевременное принятие комплекса эффективных мер в рамках Закона позволило нам также создать солидную институциональную базу по реализации государственной политики в сфере религии и достижения целей, поставленных Главой государства.
(Слайд №6)

В свете этих положений важным для Агентства стал в первую очередь успешный процесс проведения процедуры перерегистрации религиозных объединений. В ходе перерегистрации нами было структурировано и систематизировано конфессиональное пространство республики, получены точные данные о количестве религиозных объединений и их вероисповедной принадлежности.

Как известно, по состоянию на 1 января 2011 года в стране действовало 4551 религиозное объединение. После перерегистрации, завершившейся 25 октября 2012 года, их численность снизилась до 3088.
Сокращение религиозных объединений на треть, произошло за счет объединений, не сумевших по ряду причин обосновать свою легитимность. Не допущена перерегистрация псевдорелигиозных структур и ряда религиозных объединений, представивших недостоверные сведения в учредительных документах.

На основе работы отечественных экспертов была предложена новая классификация религиозных объединений, сократившая число конфессий и деноминаций с 46 до 17.
В целом, перерегистрация религиозных объединений прошла эффективно и успешно, получила позитивную реакцию со стороны основных религиозных объединений. Этому способствовала широкомасштабная информационно-разъяснительная работа через СМИ и многочисленные встречи с представителями религиозных объединений. Кроме того, было обеспечено тесное взаимодействие с другими госорганами, в первую очередь – министерствами юстиции и внутренних дел.

Важно отметить, Агентством были даны разъяснения законодательства и о проводимой государством политике международным и зарубежным представительствам, что, реально способствовало минимизации критики со стороны правозащитных организаций.
(Слайд №7)

Сегодня принципиально важным этапом продолжения начатой работы является юридический процесс ликвидации религиозных объединений, не прошедших процедуру перерегистрации. После перерегистрации религиозных объединений в суд было подано 436 исков о принудительной ликвидации религиозных объединений, все они судом удовлетворены. В настоящее время идёт процесс обжалования по 8 искам. Во всех случаях совместно с другими госорганами проводится разъяснительная работа в отношении процедур ликвидации религиозных объединений.
(Слайд №8)

Важнейшим приоритетом в деятельности Агентства остается упорядочение практики проведения богослужений, религиозных обрядов и собраний, в том числе – вне культовых сооружений.
Это стало возможным в результате внедрения стандарта госуслуги по вопросу выдачи решения о строительстве культовых зданий и об определении их месторасположения, а также перепрофилировании зданий в культовые здания.

Сейчас в Казахстане действует 3244 культовых зданий, большая часть которых составляет мечети - 2320. Мы полагаем, что количество культовых зданий сегодня в целом отвечает потребностям верующих. Поэтому теперь, в отличие от предыдущих лет, решение о строительстве культовых сооружений должно приниматься взвешенно, с учетом всех необходимых факторов, в частности, потребностей населения, наличия других культовых зданий, возможностей их содержания и т.д.

В марте текущего года Правительством утвержден стандарт по выдаче решения о согласовании расположения помещений для проведения религиозных обрядов за пределами культовых зданий. Это касается так называемых молельных помещений и намазхана, расположенных на рынках, магазинах, гостиницах и иных частных объектах.

Таким образом, места, где могут свободно отравляться религиозные потребности и совершаться религиозные обряды и ритуалы, получили полное нормативно-правовое оформление.
На сегодняшний день по республике осуществляют свою деятельность и проходят оформление 507 молельных комнат, из них исламских – 492, Православной церкви – 15. Агентством совместно с акиматами будут продолжены мероприятия по приведению деятельности культовых сооружений и молельных комнат в соответствие с Законом.
(Слайд №9)

Сегодня важное место в деятельности Агентства занимает экспертиза религиозной литературы и информационных материалов религиозного содержания.
Приоритетность религиоведческой экспертизы связана с тем, что она позволяет поставить серьезный заслон для поступления в нашу страну религиозной литературы экстремистского характера.

Агентством создана принципиально новая система осуществления религиоведческой экспертизы, базирующаяся на 6 подзаконных актах, содержащих стандарты и регламенты, этапы и механизмы организации и проведения экспертизы.
(Слайд №10)

За период деятельности Агентством проведена экспертиза по 4344 религиозным книгам и иным информационным материалам. Отрицательное заключение вынесено по 148. На данное время по 1923 религиозным книгам проводится религиоведческая экспертиза.

Агентством при перерегистрации религиозных объединений осуществлена экспертиза 618 уставов. При этом по 17 дано отрицательное заключение.
(Слайд №11)

В целях повышения эффективности процедуры обязательной религиоведческой экспертизы постановлением Правительства установлен контроль за распространением религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения.

В этих целях местными органами нормативно закреплен порядок расположения специальных стационарных помещений, согласно которому сегодня по республике официально действуют только 212 таких книжных магазинов.

Учитывая наличие фактов распространения религиозной литературы вне установленных мест, в том числе на улицах и подъездах, к наиболее злостным нарушителям применяются административные меры. Безусловно, эту работу Агентство будет продолжать и впредь, четко контролируя исполнение закона.
(Слайд №12)

Учитывая, что мусульмане представляют значительное большинство населения нашей страны, Агентство, как уполномоченный орган государства, особый акцент в своей деятельности делает на налаживании конструктивных отношений с Духовным управлением мусульман Казахстана. Это особенно важно в условиях не снятой актуальности вопроса радикализации взглядов отдельных верующих из числа мусульман.

Первое. В период перерегистрации религиозных объединений Духовное управление мусульман Казахстана сформировалось в качестве монолитного республиканского мусульманского объединения, объединившего действующие мечети (2320 на сегодня).
В частности, помимо ранее входивших в состав ДУМК мечетей в него вошли в качестве филиалов 14 ранее самостоятельных религиозных объединений и 79 так называемых малочисленных религиозных групп.

Второе. Как известно, по воле Курултая мусульман прошли организационно-кадровые изменения в ДУМК. Руководителем муфтията на легитимной основе избран Маямеров Ержан Малгажыулы, имеющий серьезную теологическую подготовку. В обществе смена руководства ДУМК воспринята положительно. Кандидатура нового муфтия получила одобрение как у мусульманского духовенства, так и верующих в целом.

Третье. В целях повышения авторитета и качественного состава корпуса имамов государством оказывается содействие в повышении светской образованности и теологической подготовки имамов. Параллельно продолжается кропотливая работа по возвращению казахстанских студентов из сомнительных зарубежных духовных учебных заведений, переводу их в Казахско-египетский исламский университет «Нур» в Алматы.

Четвертое. Агентство в целях повышения доверия населения к имамскому корпусу рекомендовало ДУМК выработку механизма обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности мечетей. В частности, Духовным управлением проявлен интерес и внимательно изучается предложенный АДР проект внедрения в мечетях электронных терминалов приема денежных платежей «Садака».
(Слайд №13)

И еще один вопрос, важный для духовной безопасности нашего общества - это мониторинг Интернет-ресурсов религиозного характера в целях ограничения информационного поля религиозно-экстремистских и террористических группировок.

В контексте этой работы только за 2012 год в результате анализа более 1900 сайтов по 45 зарубежным Интернет-ресурсам, содержащим материалы противоправного характера, приняты соответствующие судебные решения по их блокированию на территории Республики.

За первый квартал 2013 года Агентством проанализировано содержание около 500 сайтов. Из них по 20 зарубежным Интернет-ресурсам, содержащим информацию противоправного характера, материалы направлены в органы прокуратуры.

В популярных социальных сетях и видеохостингах открыты официальные аккаунты Агентства. В рамках исполнения поручения Главы государства в ближайшее время планируется запуск просветительского Интернет-ресурса «E-islam».
(Слайд №14)

Одно из важнейших направлений деятельности нашего ведомства связано с регламентированием миссионерской деятельности. Для этого конкретизирован и утвержден порядок въезда и пребывания в Казахстане зарубежных миссионеров. В соответствие с Законом сегодня заниматься миссионерской деятельностью может лишь тот, кто получил соответствующее свидетельство, причем только на той территории области, которая указана в нем.
(Слайд №15)

Согласно этим положениям в нашей республике зарегистрировано 394 миссионера.
(Слайд №16)

Агентством решаются масштабные задачи по организации комплексной информационно-разъяснительной работы среди населения по вопросам разъяснения государственной политики в сфере религии, сохранения и укрепления принципа светскости государственного устройства, повышения религиозной грамотности населения, пропаганде национальных традиций и духовных ценностей казахстанского народа, раскрытию сути и опасности радикальных идей и религиозного экстремизма.

В результате за прошедший год в рамках освещения актуальных вопросов религиозной сферы Агентством в СМИ подготовлено и размещено 1200 публикаций.

На территории страны повсеместно действуют информационно-пропагандистские группы различного уровня, в состав которых входят представители научной общественности, авторитетные служители духовенства, известные отечественные теологи и религиоведы, сотрудники акиматов и правоохранительных структур, а также местные лидеры общественного мнения, ведущие целенаправленную работу с широким кругом населения. Прошу обратить внимание на показатели деятельности ИПГ на слайде.

Учитывая, что именно этот метод разъяснения государственной политики по актуальным вопросам религии находит положительные отзывы у граждан, способствует обеспечению поддержки политики государства широкими слоями населения, данное направление работы Агентством будет только усиливаться.
(Слайд №17)

Одним из ключевых вопросов для Агентства остается деятельность по профилактике религиозного экстремизма и терроризма.
Значительная часть проводимой Агентством информационно-пропагандистской работы, так или иначе, направлена на ограждение казахстанских граждан от влияния нетрадиционных религиозных и псевдорелигиозных течений, противодействие распространению радикальной религиозной идеологии.

Агентство принимает активное участие в разработке Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму.

Под эгидой Агентства в текущем году стали более активно действовать центры помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений, обеспечена их поддержка через механизм госсоцзаказа. Действует соответствующая Ассоциация из 14 региональных центров.

Агентством совместно с КУИС МВД по отдельному плану проводится специальная работа по профилактике и противодействию влиянию радикальных религиозных течений в учреждениях пенитенциарной системы. В библиотеках мест лишения свободы изъята имевшаяся экстремистская литература, туда переданы новые книги, прошедшие экспертизу.

В рамках указанного плана также проводится работа по повышению грамотности по вопросам религии сотрудников силовых ведомств.

С начала текущего года Агентством проведены 3 международных и 5 республиканских форумов на темы:

  • «Религия и женщина» в Алматы, Атырау и Кокшетау;
  • «Таблиги джамагат – деструктивное течение» в Жамбылской области;
  • конференция «Молодежь и религия» и молодежная акция «Молодежь против экстремизма» в городе Атырау;
  • республиканская конференция «Ислам против терроризма» в Кокшетау;
  • «Такфиризм – одна из самых опасных разновидностей религиозного экстремизма» в г.Жезказгане;
  • международные конференции «Свобода вероисповедания в Республике Казахстан», «Казахстан – наш общий дом» и «Роль религий в странах СНГ» в Астане.

До конца года и в других регионах намечено проведение общественно и политически значимых мероприятий, направленных на консолидацию казахстанского общества, патриотическое воспитание молодежи, на выработку иммунитета общества и личности против влияний псевдорелигиозных течений. Так, планируется проведение республиканских конференций по проблемам: «Ислам и джихадизм» в Актау, «Салафизм – основа радикальных течений» в Актобе, «Ваххабизм – не наш путь» в Семее, «Религия и патриотизм» в Петропавловске и др.

Для экспертной поддержки государственной политики в сфере религии проведены два Форума религиоведов Казахстана. Под руководством сенатора академика Гарифоллы Есим создан Конгресс религиоведов Казахстана, объединивший более 150 отечественных ученых и специалистов в сфере религии. При Агентстве начал свою работу Консультативно-экспертный совет по изучению религиозной ситуации.

Уважаемые депутаты!
(Слайд №18)

Сегодня Агентство обладает серьезным кадровым потенциалом, который позволяет нам выполнять все поставленные перед нами задачи. В системе АДР работают 28 религиоведов, 7 исламоведов, 7 политологов, 5 востоковедов, 4 социолога, 3 теолога, 2 философа и один культуролог. Из них один доктор философских наук, 14 кандидатов наук, 2 доктора PhD, 3 выпускника стипендии «Болашак», один выпускник Академии госуправления при Президенте РК.
(Слайд №19)

В 2013 году Агентству, включая два его подведомственных государственных учреждения, из бюджета предусмотрены средства в сумме 760 млн.тенге, рост по сравнению с предыдущим годом составил 27,9 %.
По итогам 2012 года было достигнуто 100 % освоение бюджетных средств в сумме 598 млн. тенге.

Несмотря на масштабы работы и объемы задач, Агентство, осознавая всю возложенную ответственность, предпримет все необходимые усилия для эффективной реализации государственной политики в сфере религии.

На наш взгляд, реализация нового Закона идет успешно, связанные с ней надежды постепенно реализуются. Формируется правоприменительная практика. Вместе с тем, поставленные перед Агентством стратегические и краткосрочные задачи в целом решаются.

Мы будем искренне признательны вам за ваши отзывы и рекомендации, которые, несомненно, помогут нам в дальнейшей работе по выполнению поручений Президента, будут способствовать эффективной реализации Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
(Слайд №20)

Благодарю за внимание.