Размер шрифта:
A A A
Цвета сайта:
A A A
Обычная версия
Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: A A A

Министерство по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан

Казахстан – это единая земля, единый народ, единое будущее. Я призываю всех казахстанцев к дальнейшему укреплению межнационального и межконфессионального согласия. Это наши вечные ценности. Только соблюдая эти канонические истины, мы сможем говорить о вечном народе, вечной столице и вечном государстве.
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева

Публикации

19 февраля 2016

Духовно-просветительский портал «E-islam.kz». Балгабек Мырзаев:  «Религиозная грамотность - «прививка» от течений» 

Как бороться с религиозным невежеством и зачем это нужно? Почему радикальные идеи популярны среди молодежи? Будут ли эффективны уроки религиоведения в школах? На эти и другие вопросы отвечает известный религиовед Балгабек Мырзаев. 

- Незаметно для большинства и быстро у нас в стране появились представители различных религиозных течений. И если поначалу это были единицы, десятки, то сейчас некоторые из них уже составляют вполне многочисленные группы. Когда же все началось, и как завершится, по-вашему?

- Начну с того, что с обретением независимости начал меняться и религиозный фон в стране. Получив долгожданную свободу, пережив первую радость, люди осознали, что вместе со свободой пришел кризис. Разрушенные предприятия, потеря работы, нестабильность на фоне еще вчерашней уверенности – все это оказало свое влияние. Некоторые ринулись в мечети, церкви, ища покоя, защиты, просто наполняя душу, истосковавшуюся по свету. Человеческое сознание уникально, потому что в самые критические моменты оно способно пробуждать качества, в обычной жизни, лежащие ниже уровня измеримости. Лишенные до этого возможности верить, жить по своей религии люди, жадно впитывали, верили истово. Вакуум, созданный всеобщим атеизмом. стремительно наполнялся. И не всегда это содержание было качественным.

Кто-то стал истинно верующим, обретя желанную тишь в душе, живет в гармонии с собой и по сей день. Другие после некоторого присутствия в столь великих материях, вернулись к повседневной жизни. Третьи тоже стали верующими, но как-то уж совсем фанатично. Это и есть та прослойка, о которой вы говорите.

- Кто же все-таки чаще всего оказывается в рядах последователей псевдорелигиозных течений?

- Попробуем нарисовать собирательный образ такого фанатично настроенного новоявленного верующего. Чаще всего это молодой человек (девушка) с затаенной обидой на общество, или испытывающий внутренний конфликт в данный период, или же оказавшийся на обочине жизни. Согласитесь, сложно завербовать человека успешного, довольного своей жизнью во всех смыслах, то есть не только финансово, но и морально удовлетворенного. Уже не раз было сказано о методах вербовки. Это и атака любовью, психологическое давление, внушение избранности и другие приемы. Но есть во всех этих течениях общее. Их действия обычно совершаются напоказ и рассчитаны на публику.

Рьяно защищая идеи своих «устазов», чаще зарубежных, они ведут довольно популистский образ жизни. Их внешний вид, одежда чаще всего отличается от привычной. Это и те самые короткие штаны, уже ставшие притчей во языцех, и устрашающе черные накидки, укутывающие наших женщин по глаза, и другие элементы гардероба, весьма недвусмысленно говорящие о религиозной принадлежности хозяина. При этом следует отметить, что поведение, разговор, стиль общения также становятся нарочитыми.

Хочу отметить, что истинная вера всегда скромна. Человек, имеющий в сердце свет истинной веры, неважно какой конфессии, никогда не будет кричать всем об этом, бить себя в грудь, доказывать правоту в своем веровании. И тем более, ненавидеть всех других, непохожих на него.

- Почему же именно молодежь оказалась в числе самых активных?

- Молодости присущ максимализм. Если вы углубитесь в историю, увидите, что именно молодые люди были движущей силой во многих начинаниях.

Кроме того, воспитанные в эпоху советского атеизма родители молодых не смогли дать хотя бы базовых знаний по религии. Как следствие, диалог между поколениями прерывался, и близкие люди оказывались по разные стороны. К тому же многие деструктивные течения учат своих приверженцев отрекаться от родных, если те не следуют за ними в эти течения. Убежденные в своей избранности, «чистоте» своих новых учителей, они начинают отторгать привычную жизнь, и родных в том числе. Еще раз повторюсь, что первопричина этого – религиозная неграмотность.

- Сейчас в ряде комплексных мер, направленных на ликвидацию религиозной безграмотности, в общеобразовательных школах преподают предмет «Основы религиоведения». Насколько по-вашему, это поможет решить проблему?

- Во-первых, курс призван дать базовые знания по религиоведению. Достаточные для того, чтобы уметь отличить вечные ценности, проповедуемые истинной религией от радикальных идей деструктивных течений. Кроме того, курс должен внести свою лепту в воспитании толерантного общества, имеющего высокий порог терпимости к представителям других вероисповеданий. «Основы религиоведения» преподают в школах с  сентября 2013 года в качестве элективного курса в общеобразовательных школах и колледжах.

Для того же, чтобы говорить об эффективности курса, нужно более детальное рассмотрение. К примеру, в 9 классах общеобразовательных школ был введен факультативный курс «Основы религиоведения» согласно Указу Президента РК от 10 февраля 2000 года №332  «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма».

Согласно государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2013-2017 годы, к 2017 году планируется сделать курс «Основы религиоведения» в 9 классах обязательным. А также обеспечить 100%  охват курсом учащихся средних, специальных учебных заведений. Это, если можно так сказать, первичный курс иммунизации против деструктивных идей. На данный момент в больше чем 7600 школах курс преподается по учебнику группы авторов под руководством доктора философских наук Гарифоллы Есима.

Однако в учебнике нет материалов о методах, приемах, истинных целях экстремистских и террористических организаций, о негативных последствиях их деятельности. То есть нет знаний, помогающих учащимся распознать опасные течения. Поэтому издание требует доработки и дополнений.

Сегодня уже ведутся работы по усовершенствованию курса, было в частности, переименовано название курса, разработана новая учебная программа, утвержденная в МОНе в июле 2014 года, подготовлены учебно-методические материалы.

Надо отметить, что новый учебный комплекс курса «Светскость и основы религиоведения» прошел религиоведческую экспертизу в Комитете по делам религий МКС РК. В составе учебно-методического комплекса – учебник, хрестоматия и методическое пособие для учителей.  В 2015-2016 учебном году началась апробация нового учебно-методического комплекса в 8 школах Атырауской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской. Южно-Казахстанской областей. В новом учебном году планируется ввести курс во всех школах страны.

Говорить же о том, насколько и как поможет это в повышении религиозной безграмотности, покажет время. Пока подводить итоги рано.

- Предмет новый. Насколько решен вопрос кадрового состава преподавателей стратегически важного курса?

- Правильно замечено. Кадров катастрофически не хватает. В большинстве случаев курс религиоведения ведут преподаватели философии, культурологии и истории.

Бакалавров по специальности «Религиоведение» готовят в 6 вузах, а магистров в 5. Также ряд вузов готовит религиоведов - докторов PhD.

Учитывая актуальность курса и его идеологическую составляющую, очевидно, что требования, предъявляемые к преподавателям весьма высоки. И уже мы говорим о том, что необходимость программы для подготовки специалистов, учителей религиоведения, заявила о себе во весь рост.  На сегодня учителей истории готовят в 40 вузах страны. Учитывая, что большая часть преподавателей религиоведения именно историки, необходимо усовершенствовать курс «Религиоведение», преподаваемый будущим историкам в вузе. Кроме того, назрела необходимость создания кафедры «История и религия» на базе одного из вузов страны. Однако имеющиеся учебные пособия, учебники, учебная программа вузов требуют обновления и оптимизации.

Конечно, говорить о том, что за два-три года мы решим кадровый вопрос, нельзя. Но считаю, что со временем удастся в полной мере покрыть данную потребность. При этом в погоне за количеством важно не забывать о качестве.

-Это обязательный курс для всех. При этом учащиеся могут при желании дополнительно получить религиозное образование в медресе, при мечетях?

- Конечно, это право каждого казахстанца. Следует лишь отметить, что любые образовательные действия в отношении несовершеннолетних должны выполняться только с согласия родителей, официальных опекунов. К примеру, для получения невузовского исламского образования действуют 9 медресе, центр подготовки кари-чтецов Корана в г. Туркестане, а также курсы религиозной грамотности при всех главных мечетях в областных центрах. Особо следует сказать об университете «Нур-Мубарак». На сегодня – это ведущий вуз страны, осуществляющий подготовку религиоведов и исламоведов. Созданный в 2001 году вуз успел зарекомендовать себя как достойная площадка подготовки квалифицированных специалистов. Система управления в «Нур-Мубарак» создана в соответствии с законами «О науке», «Об образовании» и государственной программой развития образования в РК на 2011-2020 гг. Подводя своеобразный итог, хочется отметить, что какой уровень религиозной грамотности человек не осваивал, будь это первые уроки в школе, дополнительные занятия в медресе или семинары в вузах, главное научиться определять истинную веру от псевдоучений, как говорится, отделять зерна от плевел.

 Благодарю за интервью.